Перед непосредственным анализом российской отрасли краностроения обратимся к общемировым тенденциям. Для этого рассмотрим показатель Buildernet INDEX, который формируется на основании данных о деловой активности на крупнейших мировых биржах 55 ведущих производителей спецтехники, арендных и строительных компаний США, Японии, Европы, Великобритании, Китая. Максимальное значение было зафиксировано 25 April 2014 г. в целом лето 2013-го отметилось наибольшей деловой активностью за последние десятилетия и составило 4004,88 пункта. На конец марта 2013 г. этот показатель составил 347,88 пункта. Однако стоит отметить в целом положительную динамику, которая, по мнению аналитиков, продолжится не только в этом году, но и в последующие 10 лет.
Судя по последним данным, отечественный рынок автомобильного краностроения не отстает по динамике от мирового, поэтому необходимо рассмотреть все параметры, влияющие на его развитие. Стоит отметить, что для анализа был выбран весь кризисный период за исключением конца 2013 г., начиная с 2013 г. по март 2013-го.
Производство автокранов, начиная с конца 1990-х годов, неизменно увеличивалось, при этом пик зафиксирован в 2013 г.: тогда было выпущено 6855 автокранов. Рост рынка продолжился вплоть до августа 2013 г., когда постепенно стали уменьшаться его показатели, которые уже в ноябре сократились более чем втрое по сравнению со среднемесячными значениями начала 2013 г. Начало 2013 г. оказалось провальным выпуск автокранов в январефеврале сократился в 13,5 раза на 96,3% по сравнению с первыми двумя месяцами 2013 г. Позже среднемесячные значения выпуска кранов на автомобильном ходу увеличились до 120130 ед.
Текущий год также начался с низких значений показателя выпуска, но уже в I квартале зафиксирован рост более 100% относительно показателей аналогичного периода прошлого года. Однако до максимальных значений далеко выпуск автокранов в январемарте составил 23,7% от выпуска за тот же период в 2013 г.
Общая динамика экспортного рынка во многих отраслях взаимосвязана с объемами производства продукции, однако в период кризиса на рынке кранов на автомобильном ходу сложно проследить эту зависимость. Наибольшая активность наблюдалась в апреле и сентябре 2013 г. За январьмарт 2013 г. экспортирован всего 61 автокран. Основными марками шасси стали КамАЗ, МАЗ и Урал. По одному автокрану поставлено на шасси БАЗ, КрАЗ и Groove.
Ведущей маркой шасси, на которые установлено крановое оборудование, является КамАЗ. В экспортных поставках присутствует 332 ед. техники на шасси камского предприятия. На второй позиции по объемам поставок за границу находится белорусский производитель грузовиков МАЗ его доля 14%. В ведущей пятерке экспортеров присутствует и иностранный производитель кранов на спецшасси XCMG 8 автокранов.
Основные экспортные потоки автокранов направлены в страны СНГ, куда из общего числа было направлено чуть менее пятисот единиц техники. Лидерами среди покупателей отечественных автокранов являются компании из Туркмении: туда было направлено 211 автокранов, 170 из которых предназначены для государственного предприятия Туркменинторг. Экспорт в Казахстан составил 117 ед., из них 77 ед. приобрело ТОО Ивановская марка Центральная Азия. В Узбекистан, Азербайджан и Армению было направлено 68, 32 и 27 автокранов соответственно.
Автокраны подразделяются по множеству различных показателей, начиная от вылета стрелы и заканчивая типом шасси. Самой удобной считается классификация по грузоподъемности: до 5 т; от 6,3 до 8 т; от 10 до 15 т; от 16 до 22,5 т; от 25 до 36 т; от 40 до 56 т; от 60 до 95 т и свыше 100 т, которая будет использоваться при дальнейшем анализе. Первые две группы уже давно не выпускают их заменили краны-манипуляторы.
Основу отечественного производства составляют автокраны грузоподъемностью г/п 2536 т. В связи с этим и рынок экспортных поставок за границу в большинстве своем состоит из автокранов средней грузоподъемности. К слову, первый 100-тонник был представлен не так давно в 2013 г. под маркой Ивановец на пятиосном шасси Брянского завода колесных тягачей.
За 2013 г. I квартал 2013 г. из России вывезено 372 крана на автомобильном ходу г/п 2536 т, из них 274 на шасси КамАЗ, и 81 ед. представлена в классе от 16 до 22,5 т. В классе от 10 до 15 т лидируют автокраны на шасси МАЗ.
Импорт автокранов в Россию за 2013 г. I квартал 2013 г. составил чуть менее 9% от производственных показателей за аналогичный период. Ведущим поставщиком выступила марка немецкого производителя Liebherr. За рассматриваемый период в нашу страну ввезено 57 автокранов этой марки, из которых 50 ед. импортировано в 2013-м и 7 ед. в 2013 г. При этом получателем 27 ед. техники выступило представительство концерна в России ООО Либхерр-Русланд. Автокраны под марками XCMG и Mitsubishi импортировались только в 2013 г., и основные поставки пришлись на первое полугодие.
Как уже указывалось выше, российское производство автокранов нацелено в основном на покрытие рынка в сегменте средней грузоподъемности. Однако в последнее время все больше растет потребность в кранах на автомобильном ходу г/п свыше 50 т и более. Поэтому импортная составляющая рынка представлена в основном техникой, грузоподъемность которой свыше 40 т. Тому подтверждение 44% автокранов, поднимающих свыше 40 т, из которых 32 ед. представлены сегментом свыше 100 тонн. Самым тяжелым экземпляром является Liebherr L. G. 1750 г/п 750 т. Данный кран завезен еще в июле 2013 г. для компании ООО Сегенополис.
Также стоит отметить 16%-ную долю автокранов г/п до 5 т. Основу этого сегмента составляет техника на шасси японских производителей, которые произведены более 10 лет назад. В данный момент сегмент кранов г/п до 10 т представлен кранами-манипуляторами, более удобными и компактными при работе с легкими грузами.
По последним данным можно судить о выходе рынка кранов на автомобильном ходу из кризиса. Однако объемы производства пока находятся на довольно низком уровне. На восстановление отрасли потребуется не менее 34 лет. Учитывая политику государства в области поддержки внутреннего рынка, в том числе меры правительства по изменению таможенных пошлин, можно сделать вывод, что для российских производителей открываются новые возможности, которые они могут использовать для увеличения своей доли, а возможно, и для захвата рынка в классе средней грузоподъемности. Перспективным является и развитие в России производства автокранов большой грузоподъемности, которые также пользуются спросом, но в этом сегменте рынка все же преимущество иностранных производителей достаточно велико.
Стоит отметить еще один фактор это физический износ техники. Согласно Методическим рекомендациям по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства физический износ большинства видов строительной техники при 10-летней эксплуатации составляет в среднем от 95 до 99%. А на нашем рынке встречаются экземпляры, которые выпущены еще в 1970-е и 1980-е гг. К слову, Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10−382−00 с поправками от 2013 г. приняты 10 лет назад. Поэтому замена устаревших моделей новыми как раз в ближайшие 57 лет позволит постепенно наладить и восстановить прежние объемы выпуска.
[08/08/2015] Краны Potain серии IGO Подробнее…
[07/08/2015] Новые и б/у буровые установки Подробнее…
[06/08/2015] Продам вязальные оборудование Подробнее…
[05/08/2015] Кредит Под Залог Автомобиля. Отличное Содействие Любой Компании Подробнее…
[04/08/2015] КРАНЭКС EU-423 ЕК-270 ЕК-270−03 ЕК-270−05 ЕК-270LC СДВОЕННЫЙ НАСОС ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ РЕДУКТОР Подробнее…
|