Наступила эра низкопольников Scania OmniLink, ЛиАЗ-5292, МАЗ-107, ПАЗ-3237

Наступила эра низкопольников Scania OmniLink, ЛиАЗ-5292, МАЗ-107, ПАЗ-3237

Прошедшая в феврале 2013 г. на ВВЦ выставка «Наземный городской пассажирский транспорт» обозначила тенденцию к использованию на улицах российских городов автобусов с низким полом. Все четыре городских автобуса, представленных на выставке, были низкопольными.

Автобус МАЗ-107 относится к классу 15-метровых трехмостовых автобусов, ПАЗ-3237 к 7-метровым двухмостовым. Двенадцатиметровые ЛиАЗ-5292 и Scania OmniLink принадлежат к одному классу, но выполнены по разным конструктивным схемам: первый с поперечным расположением двигателя, ведущим мостом со смещенной главной передачей и одинаковым уровнем пола по всей длине автобуса; второй с продольно расположенным двигателем, «классическим» мостом и повышенным уровнем пола в задней части салона.

Из всех демонстрировавшихся машин серийно выпускают сегодня только Scania. МАЗ-107 существует в количестве двух опытных образцов, ЛиАЗ и ПАЗ являются экспериментальными, т. е. единичными. Все обнаруженные различия дают возможность проанализировать конструктивные особенности каждой модели и определить, на чем же нам предстоит ездить в ближайшем будущем.

Театр начинается с вешалки, автобус с дверей. Почти на всех машинах двери поворотные, за исключением второй и третьей на Scania: они сдвижные. Европейское происхождение дает о себе знать, но для России такое решение вряд ли можно назвать удачным. Наш народ привык не входить, а врываться в салон, когда людей на остановке намного больше, чем вместимость подошедшего автобуса, особенно в часы пик. Вероятность уехать напрямую зависит от способности оказаться в первых рядах при посадке. При такой пассажирской атаке сдвижная конструкция менее безопасна. Тем не менее следует признать, что на всех четырех автобусах двери обеспечивают комфортную посадку пассажиров. С внутренней стороны поворотные створки оборудованы наклонными поручнями контрастного цвета, что снижает шансы промахнуться рукой при входе в салон или выходе. Высота дверных проемов дает возможность пройти в салон, не нагибая головы, человеку ростом 190 см, а Scania не заставит наклониться и баскетболиста под 210 см. По ширине дверей замечание есть только к ЛиАЗу: нижние опоры дверных створок закрыты большими пластиковыми кожухами, сильно выдающимися в проход при открытых дверях. Наступив при посадке на скользкий пластик, можно подвернуть ногу, особенно если обувь на высоком каблуке.

От дороги до салона один шаг. Утверждение справедливо для первых и вторых дверей всех автобусов и для третьей двери ЛиаЗа дополнительные ступеньки у третьей двери МАЗа и Scania, как в нормальном, высокопольном автобусе, плата за центральное расположение главной передачи ведущего моста. Выше всего задирать ногу придется в ПАЗе, чуть ниже в ЛиАЗе и МАЗе. Scania, подвеска которой дает автобусу возможность «приседать» на остановке, может изменять высоту подножки, и если подняться выше ПАЗа ей не удастся, то присесть ниже МАЗа получится запросто.

Шагнув в переднюю дверь любого автобуса, не забудьте повернуть налево. Пропустившие левый поворот рискуют: в ПАЗе можно оказаться прямо на коленях у водителя, в ЛиАЗе и Scania упереться в небольшую дверь, отгораживающую водителя от пассажирского салона. Только в МАЗе диагональная стенка перегородки кабины водителя ненавязчиво «довернет» забывчивых в сторону салона. МАЗ единственный из представленных автобусов с полностью изолированной от салона кабиной водителя, для входа в которую предназначена передняя створка передней двери.

Сразу за средней дверью на всех автобусах находится большая накопительная площадка, обнесенная горизонтальным поручнем. На ПАЗе и ЛиАЗе поручень замкнутый П-образный с неизменной высотой. На Scania и МАЗе левый и продольный поручни выполнены раздельными и расположены на разной высоте. О том, насколько удобно они расположены, можно сказать так: за все поручни можно держаться, на продольный поручень Scania опереться, на поручни МАЗа и ПАЗа облокотиться, а на поручне ЛиАЗа и поперечном в Scania при желании получится повиснуть.

Только на МАЗе накопительная площадка не огорожена экранами; на ПАЗе экраны есть с двух сторон, на Scania и ЛиАЗе только слева. Отсутствие правого экрана на Scania понятно: его заменяют спинки сидений, но почему его нет в МАЗе и ЛиАЗе Вопрос не праздный. Потерявшего равновесие пассажира удержит поручень, а вот «уехавшая» хозяйственная сумка на колесиках может славно дать по ногам пассажиров, сидящих у нее на пути сиденья справа от площадки установлены против хода. Непонятно отсутствие левого экрана на МАЗе одно неверное движение сидящего слева, и одежда человека, стоящего на площадке, будет испачкана. При попытке встать с сиденья нога может сорваться с высокого уступа. Зато экраны перед дверью на МАЗе, как и на Scania, выполнены по европейскому стандарту, и верхний, и нижний. На Ликинском заводе посчитали, что можно обойтись без верхнего экрана, а на ПАЗе слева за дверью такое хитросплетение поручней, что экраны вообще необязательны.

Если захочется из центральной части салона пройти в заднюю, в ПАЗе и Scania придется подняться на две ступени. На МАЗе ступеней нет, здесь уровень пола повышается плавно. На ЛиАЗе пол вообще ровный, хоть в боулинг играй. Однако это не означает, что не надо никуда подниматься. То есть можно и не подниматься, но тогда придется ехать стоя, ведь все сиденья в этом автобусе установлены на невысоких продольных «подиумах», под которыми размещаются элементы подвески и трансмиссии. То же относится и к остальным автобусам. Исключением или, вернее, полуисключением является Scania: в средней части «подиумов» нет, и уровень пола одинаковый по всей ширине салона.

Сиденья на всех машинах полужесткие, с пластиковым каркасом и тканевой обивкой. Радует новая конструкция кресел на ЛиАЗе и сидеть удобно, и ухватиться есть за что: верхняя ручка в форме дуги одинаково удобна и для горизонтального захвата, когда встающий с заднего сиденья пассажир берется за ручку переднего сиденья, и для вертикального, если стоящий рядом не может дотянуться до верхнего поручня. Сиденья на МАЗе и ПАЗе делают комфортным только горизонтальный захват, на Scania только вертикальный. А вот подголовники на сиденьях есть только на Scania.

За что ухватиться естественный вопрос человека, который едет в автобусе стоя. В обычных автобусах держатся, как правило, за верхний горизонтальный поручень. В низкопольных за него может комфортно взяться только человек ростом намного выше среднего. Из-за высокого потолка верхний поручень в низкопольниках сделан на высоте под два метра, а потому человек среднего роста на нем зависает. Недоступность верхнего поручня компенсируется обилием свисающих с него петель-«виселиц» и большим числом вертикальных поручней. Причем на ПАЗе, МАЗе и Scania петли выглядят как петли, а у ЛиАЗа над их формой потрудились опытные дизайнеры. В задней части Scania от горизонтальных поручней вообще отказались, заменив их вертикальными, установленными у каждого ряда сидений.

В заключение несколько слов о вентиляции. Кроме форточек в окнах на всех демонстрировавшихся автобусах они откидываются внутрь, существуют еще вентиляционные люки в крыше, они же аварийные выходы. Чтобы открыть таковой, надо толкнуть ручку люка вверх. Дотянуться до нее без проблем можно только на МАЗе, на остальных автобусах перед пассажиром стоит выбор: либо прыгать, либо дышать через раз.

Российские низкопольные автобусы находятся в начале своей эволюции. Более того, сейчас они в стадии экспериментальных моделей, а значит, их можно доработать. Но даже когда машины пойдут в серию, всегда есть возможность их улучшить. Этот мини-тест лишь акцентировал внимание читателя на некоторых достоинствах и недостатках новых низкопольных автобусов, а реальную оценку им дадут пассажиры, о чем мы постараемся вам рассказать.



[29/01/2015] Краны Potain серии IGO
Подробнее…

[28/01/2015] Новые и б/у буровые установки
Подробнее…

[27/01/2015] Продам вязальные оборудование
Подробнее…

[26/01/2015] Кредит Под Залог Автомобиля. Отличное Содействие Любой Компании
Подробнее…

[25/01/2015] КРАНЭКС EU-423 ЕК-270 ЕК-270−03 ЕК-270−05 ЕК-270LC СДВОЕННЫЙ НАСОС ГИДРОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ РЕДУКТОР
Подробнее…